Как управлять репутацией работодателя в сети: рекомендации ВТБ
Многие работодатели до сих пор выбирают игнорировать негативные отзывы в сети, думая, что так получится избежать публичного спора, лишнего внимания и резонанса. А как это работает на самом деле?
Согласно исследованию hh.ru и Dream Job, 95% соискателей читают отзывы о компании, перед тем как откликнуться. Игнорирование негативных отзывов создаёт ощущение, что компания знает о существовании проблемы, но не считает нужным её решать.
«Вот такое, значит, отношение у компании к сотрудникам, — думает соискатель. — Суждения людей здесь игнорируют».
Но когда работодатель отвечает даже на критику, соискатели готовы изменить мнение о компании в лучшую сторону — почти половина опрошенных (43%), по данным того же исследования.
Почему важно отвечать на отзывы. Ответы компании прямо влияют на то, как её увидят соискатели. По подаче, грамотности и тону ответа можно понять о зрелости и «адекватности» HR-менеджеров и руководства — не может же компания с уважительной и заботливой культурой внутри уходить от ответа или оставлять хамские комментарии на отдельные эпизоды недовольства.
Как правильно работать с отзывами: кейс ВТБ
ВТБ — один из самых сильных HR-брендов на российском рынке. В рамках привлечения соискателей и работы с сотрудниками Банк выстроил прозрачную систему работы с отзывами — кстати, у него их уже — и использует обратную связь как ресурс для роста.
Три главных правила Банка в работе с отзывами:
- Отвечать на все отзывы — и хорошие, и плохие. За положительный — благодарить, на негативный — реагировать, разбираться и искать решение
- Давать контакты для обратной связи, чтобы человек мог обсудить проблему напрямую. Все обращения разбирают с ответственными отделами
- Анализировать отзывы — смотреть, что повторяется. Если, например, часто пишут, что сложно расти в компании, это сигнал пересмотреть систему карьерных треков

«Регулярная работа с отзывами позволяет нам выстраивать открытую и честную коммуникацию с аудиторией и демонстрировать клиентоориентированность, которая является одной из ценностей ВТБ. Соискатели видят, что компания открыта к диалогу и готова работать с обратной связью, используя отзывы как способ улучшить условия труда для сотрудников».
На какие метрики обращают внимание в ВТБ
Отделения Банка находятся по всей России, поэтому динамику отзывов отслеживают также по всей стране, чтобы понимать, как сотрудники воспринимают компанию внутри. Обратную связь анализируют по трём критериям:
- Что нравится людям в компании — чтобы сохранить и подчеркнуть это в коммуникации
- Чего сотрудники ждут от работодателя — чтобы запускать важные людям инициативы
- Точки роста — чтобы вовремя на них реагировать и улучшать процессы
Работа с отзывами — один из элементов стратегии управления персоналом. Что ещё в него входит
На рынке труда дефицит специалистов из сферы продаж и по работе с клиентами. Конкуренция за них идёт не только между банками, но и с другими отраслями. Отвечая на этот вызов, ВТБ расширяет региональное присутствие, открывает выездные точки и делает ставку не только на найм, но и на удержание сотрудников.
Привлечение. Банк системно работает с позиционированием через отзывы, чтобы укрепить репутацию надёжного и привлекательного работодателя: запускает рекламу, сотрудничает с университетами, предлагает стажировки и обучение. Важный элемент работы — быстрое принятие решений по найму.
Удержание. ВТБ заботится о комфортной нагрузке и удовлетворённости сотрудников, для этого оптимизирует бизнес-процессы и автоматизирует рутинные задачи. Организует понятную адаптацию для новых сотрудников, чтобы помочь им остаться после испытательного срока.
Инструменты управления брендом работодателя
Внимательная работа с отзывами на Dream Job, крупнейшей российской платформе отзывов о работодателях, — её просматривают 4 миллиона соискателей каждый месяц, а ещё 33 миллиона видят отзывы и среднюю оценку компаний.

Интеграция с hh.ru — отзывы сотрудников отображаются прямо в вакансиях и на странице компании на hh.ru.

Участие в Рейтинге работодателей — в 2024-м ВТБ занял второе место среди крупнейших работодателей в стране. С этого же года в подсчёте результатов Рейтинга учитываются отзывы бывших сотрудников на Dream Job.

Dream Job помогает управлять обратной связью

«Сегодня репутация компании формируется ещё до собеседования. Кандидаты приходят с уже сложившимся мнением, основанным на отзывах. Наша задача — дать работодателям инструменты и данные, чтобы это мнение складывалось на основе честной, проверенной и актуальной информации».
Когда отзывы сотрудников собираются в одном месте, удобнее держать репутацию под контролем: отвечать от имени компании, закреплять развёрнутые и содержательные комментарии в профиле компании, отслеживать динамику и вовремя реагировать на сигналы.
За активную работу с отзывами компании получают статус «Открытый работодатель» — он отображается в вакансиях и на странице компании на hh.ru, повышая доверие соискателей и количество откликов.
↩ На главную блога